9 июня 2012 г.

РАССКАЗ О ЧАЕ ОДНОГО УЧЕНОГО

Тихонова Е.Е.
Надеюсь, что вам преподавались основы ботаники в школе, поэтому лекции о чае начнём именно с них. Предположительно всё живые существа на нашей планете вышли из воды и если внимательно посмотреть на нас со стороны какой-нибудь кристаллической структуры, то мы представляем собой сосуды, наполненные жидкостью и удерживающие её только благодаря аморфной структуре, пронизанной белковыми тяжами. Представьте себе, что растения – такие же водные объекты, удерживающие воду в себе благодаря всевозможным защитным покровам, полученным в результате эволюции. Но между растительным и животным миром есть очень существенное отличие – как вы думаете, в чём оно состоит, при всех прочих сходных характеристиках?
Итак, оба мира: животный и растительный разнятся в одном – принципе получения энергии. Скажите, за счёт какой энергии существует организм животного и организм растения?
Правильно – за счёт энергии Солнца. Но использовать эту энергию научились именно растения – вернее, растения использовали готовую структуру – хлоропласты, органеллы, способные с помощью хлорофилла усваивать энергию Солнца. Именно симбиоз этих клетки и хлоропласта привёл к подобному уровню использования энергии нашего светила. А животные организмы стали поэтапным пользователем той энергии, что производится растениями. (Вопрос к аудитории о пользе растений)
Знамениты и справедливы слова Климента Аркадьевича Тимирязева «Пища только поэтому и является источником силы в нашем организме, что она – не что иное , как консерв солнечных лучей, и человек вправе величать себя сыном солнца».
Каждый квадратный метр зелёной поверхности ежечасно (!) получает 100 ккал солнечной энергии. Количество энергии, получаемое зелёной поверхностью равно энергии 58 млн. волжских электростанций с годовым производством 10 млрд кВт в час. электроэнергии – каждая. Прикиньте сколько энергии получает наша Земля. Однако, всеми растениями Земли используется только 3-5% солнечной энергии. Вообще, учитывая уровень энергии, поступающей на 1 Га поля в основных земледельческих районах, можно считать достаточным, чтобы получать 200ц/га зерновых.
Почему мы говорим о зерне? Да по той же причине, что зерновые относятся к семейству однодольных, а в этом семействе зерновые (пшеница, рожь, ячмень) являются эфемерами – растениями с сокращённым циклом развития от семени до семени. Именно по этой причине зерновые стали основным продуктом питания всего человечества, остальные продукты растительного и животного происхождения перерасчитываются по соотношению к хлебу.
Так вот почему у нас получилась цифра 200 ц/га? Да, по той причине, что получить такой урожай невозможно, т.к. в природе существует т.н. закон совокупного действия факторов жизни растений. Растительные сообщества – не завод и не фабрика и запланировать максимально высокий урожай невозможно, т.к. в систему факторов входят влагообеспеченность, долгота дня, почвенное плодородие и другие, каждый из них по-своему ограничивает допустимый уровень урожайности. И тогда в силу вступает закон минимума, который обязывает земледельца максимально устранить недостатки минимальных факторов, т.е. внести удобрения, использовать неполегающие сорта, применить гербициды. Между двумя этими законами и уживается наша урожайность:
– свет, тепло – это Солнце
– воздух – среда
– вода и питательные вещества растения – из почвы.
Не все почвы обладают достаточным плодородием. Основных типов почв – 10, а максимальное количество – 100 видов.
Почему мы с вами так много рассуждаем о выращивание зерновых? Да потому что на примере этих растений можно понять как выращиваются и другие их виды. А именно – чай.
Так вот, максимальный урожай пшеницы твёрдой в нашей стране 18 ц/га, мягкой – до 70 ц/га…это вместо 200 – вот вам и факторы.
Так вот, с чаем та же история. Разница только в том, что чай – растение многолетнее и плантации этих растений закладываются на срок от 50 до 100 лет.
Чай стали использовать в далёкой древности. Самое интересное, что изучая чай, учёные иной раз получают больше загадок, чем разгадок., несмотря на длительные сроки его возделывания. И для того, чтобы разбираться в чае и хорошо понимать его, мы начнём с изучения ботанических характеристик этого растения.
В дикой природе произрастают разные виды чая: в виде подлеска в лесах Юннани (Китай), Ассам, Индия, Вьетнам. Эти растения представлены кустовидными и древовидными формами. Они рознятся не только по внешнему виду, но и по типу обмена веществ и количественному составу катехинов в листе чая. Это зависит от места произрастания, суммарной солнечной инсоляции, плодородия почв, влагообеспеченности и других условий среды. То есть сейчас мы опять возвращаемся к тем самым двум законам: закон совокупного действия факторов: он действует в дикой природе, а вот на плантациях этот закон вступает во взаимодействие с законом минимума, при котором земледелец максимально устраняет недостаток первого закона. Опять же – внесение удобрений, обрезка, культивация или обработки, гербициды и другие факторы. Результат – чайный куст платит сторицей и в зависимости от места произрастания даёт свой урожай. Но вот интересный факт: пшеница выращивается людьми уже более 6 тысяч лет и за этот срок урожайность её выросла:
1) Древние собирали урожай в 3-3,5 ц/га – труда вкладывалось в хлеб в 100 раз больше, чем сейчас
2) В средние века урожай составлял 4-4,5 ц/га
3) Сейчас: твёрдая – 18-20 ц/га, мягкая 35-100ц/га
А вот чай, которому тоже уже 6 тысяч лет, не слишком повысил свою урожайность. В Китае его собирают 4,5 ц/га. Примерно столько же, сколько тысячи лет назад. Да, можно сказать, что в Индии и на Цейлоне сбор составляет до 80 ц/га за счёт экваториально – высотного расположения плантаций размера, массы и количества листа в собираемой флеши. В Индии, на Цейлоне и Океании чай собирается в течение всего года, в Китае же только 4 сбора, хотя Китайцы и Японцы считаются лучшими селекционерами и генетиками в мире, урожай в этих странах изменился ненамного с древности.
Так вот – дело, видимо, состоит в том, что у пшеницы есть дикие родичи в природе и именно их богатый генофонд даёт возможность отбора нужных генов путём скрещивания и селекции.
Разновидности чая также скрещивают, но его генотип не даёт такого всплеска, как мы можем наблюдать у зерновых и даже у плодовых растений. Видимо, дело ещё и в том, что у чая не найден настоящий дикий предок. Отсюда и невозможность получить набор диких генов этого растения и поднимать урожайность путём скрещиваний. Не дают максимального эффекта и агротехнические методы при выращивании растений чая. Получается, что видимо в Китае никогда и не было дикого предка tea sinensis, а само растение интродуцировано сюда в глубокой древности. Почему интродуцировано? Давайте посмотрим на районы, считающиеся родиной произрастания дикорастущего чая – они расположены между 20-й и 30-й параллелью, т.е. в северном полушарии. Но если это так, то даже учитывая благоприятные климатические условия этой зоны, не понятно, почему растения чая цветут осенью – как будто их родина не северное, а южное полушарие.
Дело в том, что в южном полушарии не найдены растения tea sinensis. Да и те дикие формы, что произрастают в Юннаньском подлеске больше похожи на одичавшие культурные растения, а сами разновидности чая различимы только внешне, что говорит о хорошей приспособляемости растений к условиям окружающей среды. То есть теперь понятно, что чай – растение-интродуцент, завезённое из каких-то других мест, но легко приспособившееся в оптимальной среде Южного Китая. Таким образом само растение чая не просто так было адаптировано в Китае и не просто так стало столь важным продуктом питания и это подтверждается историей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий